19 января Православная Церковь празднует Крещение Господне. Этот праздник также называется Богоявлением, потому что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился от святого Иоанна Предтечи, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и Праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить и спасти падший человеческий род.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом перед этим праздником ночном бдении.
С III века известны беседы при богослужении на праздник Богоявления, составленные святым мучеником Ипполитом и святым Григорием Чудотворцем. В последующие столетия, с IV по IX век, все великие Отцы Церкви – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин – проводили особые беседы о празднике Богоявления.
Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений, которые поются на богослужении. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и учит исповедовать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира.
Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить благодатные дары святого Крещения, сохранять в чистоте ту драгоценную одежду, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».