28 мая – день памяти страстотерпца царевича Димитрия Угличского и Московского

Царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV и Марии Нагой, родился 19 октября 1582 года. В России начиналась Смута. После смерти Иоанна Грозного престол унаследовал царь Феодор Иоаннович, но фактическим правителем страны стал его шурин Борис Годунов. Он добился, чтобы царевич Димитрий, наследник престола (Феодор Иоаннович был бездетен) вместе со своей матерью Марией Феодоровной был выслан в Углич. Но и этого Годунову показалось мало.

Вот как описывает события современник тех лет, книгохранитель Троице-Сергиева монастыря Стахий, в «Повести како отомсти»: «По прошествии недолгого времени зломысленный дьявол проник в сердце одному из вельмож, упомянутому выше Борису Годунову. …И начал размышлять лукавый раб тот, как бы вырвать богоизбранный царский корень, всячески ища смерти сему тезоименитому благочестивому царевичу, сам желая получить царство».

Несколько раз люди Годунова пытались убить Димитрия, подсылая ему смертоносный яд. Когда же это не помогло, Годунов решился на большее — послал в Углич своих советников и прислужников Михаила Битяговского с сыном Данилой и его племянника Михаила Качалова. Как пишет Стахий, он «повелел им отсечь ту царскую молодую и прекрасно расцветшую ветвь, благоверного царевича Димитрия, сжать его как несозревший колос».

15 мая (по старому стилю, 28 — по новому) 1591 года к играющему во дворе царевичу подошел Волохов, сын мамки, присматривавшей за Димитрием, взял его за руку и полоснул ножом по шее. Царевич упал на землю. Подоспели другие убийцы — Битяговский и Качалов, они нанесли Димитрию еще один, смертельный удар и обратились в бегство.

Весть о страшном убийстве разнеслась по всему городу. Со всех сторон ко дворцу побежал народ. Один пономарь, запершись на колокольне, начал бить в колокол. Битяговскому и его помощникам не удалось уйти из города, их поймали и убили.

Тем временем собралась комиссия по расследованию трагедии. Ее действия умело направлял Годунов. Неудивительно, что 2 июня Боярская дума постановила: «Произошел несчастный случай. Во время приступа падучей царевич сам нанес себе смертельное ранение».

Начались репрессии против угличан, которые жестоко пострадали за свою любовь к царевичу и Нагим. Двести человек были казнены, сотни отправились в ссылку и тюрьмы. Даже набатный колокол Спасского собора, оповестивший горожан о страшной трагедии, был «сослан» в Сибирь и долго находился в Тобольске.

Царевича Димитрия погребли в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы — особенно часто исцелялись люди, страдающие глазными болезнями. Годунов с помощью угроз пытался подавить слух о знамениях, исходящих от гроба мученика.

Лишь в 1606 году, уже после смерти Годунова и падения Лжедмитрия, царь Василий Шуйский принял решение перенести гроб царевича из Углича в Москву. Мощи царевича Димитрия были положены в Архангельском соборе Московского кремля.

Очевидец событий зафиксировал в летописи: «Душа царевича созрела к святости, а печальная его кончина должна была прославить его добродетели и навсегда запечатлеть его образ в сердце православного народа».

По материалам сайта Нижегородской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *