Пророчества о Вознесении Иисуса Христа на небо содержатся еще в Ветхом Завете. Сам Спаситель, по Воскресении Своем, говорил Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20: 17).
В Евангелиях Марка и Луки содержатся лишь краткие указания на это великое событие, которым завершается земная жизнь Иисуса Христа, но в Деяниях апостолов сказано, что, собрав учеников, Господь повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ожидать обещанного от Отца, то есть сошествия Святого Духа. «Ибо Иоанн, – продолжал Спаситель, – крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым… Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1: 5, 1: 8).
Сказав это, Он пошел с учениками в Вифанию и остановился на горе Елеонской. Здесь, подняв руки, Спаситель благословил апостолов и, когда благословлял, отступил от них и поднялся на глазах у них, и облако скрыло Его.
И когда ученики смотрели на небо во время восхождения Иисуса Христа, вдруг предстали им два мужа в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1: 11).
У евангелиста Марка сказано, что Господь, вознесшися на небо, возсел одесную, то есть по правую сторону Бога Отца (Мк 16: 19).
После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые женщины и Мария – Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими родственниками.
В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.
Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотию на земле.
Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо как Первенец из мертвых.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него.
В IV–V веках праздник Вознесения Господня был уже всеобщим в христианской Церкви. О нем упоминают многие отцы Церкви: Григорий Нисский, святитель Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов и другие. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник. Она состоит из канонов, автором которых стал замечательный церковный песнопевец Иоанн Дамаскин.
На Руси Вознесение считалось последним днем весны, началом лета. «Дошла весна-красна до Вознесеньева дня, послушала последний раз, как «Христос воскрес!» поют, – тут ей и конец пришел», – говорили раньше в народе. После Вознесения начинались страдные полевые работы.