Сегодня Православная Церковь празднует Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (видео)

О почитании Святого

Пророк Иоанн Креститель – самый чтимый святой после Пресвятой Богородицы. Сам Господь Иоанна Крестителя называл великим из всех пророков, поэтому он и почитается Церковью как величайший святой. Иоанн Креститель вместе с Богородицей совершают великую молитву пред Богом за всех людей. У Иоанна Крестителя испрашивают добродетель покаяния, а также другие дары.
Пророк Иоанн прозван Крестителем и Предтечей по двум причинам – как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришел с проповедью прежде Него в соответствии с ветхозаветными пророчествами и возвестивший грядущий приход Спасителя.

О рождении и жизни Святого

Согласно Евангелию от Луки, Рождество Иоанна Крестителя произошло чудесным образом у престарелых родителей, не имевших до этого детей, – священника Захарии и его супруги Елисаветы. Архангел Гавриил явился Захарии в храме во время его служения и возвестил о будущем рождении у него сына, который будет «велик перед Господом». Захария вначале не поверил ангелу и за это был наказан немотой, которая прошла у него после рождения сына, в момент наречения. Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса. О последующем детстве Иоанна Евангелие упоминает вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю», где случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать.
Иоанн вел аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнем, питался диким медом и саранчой.

Пророк Иоанн – Предтеча и Креститель

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Его последователи образовали особую общину – «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм.
Однажды в числе других к Иоанну на Иордан пришел еще неизвестный народу Иисус Христос. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Спасителя, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святой снизошел на Иисуса в телесном виде, как голубь, а с небес последовал голос Бога-Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Так, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.
Получив откровение об Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Об истории праздника

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в день его рождения сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами – его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

О традициях и особенностях празднования в России

Особое почитание Иоанна Крестителя и глубокие народные традиции сплелись воедино в этом празднике, тем самым определив особенности его празднования. На Руси, некогда, день Рождества Иоанна Крестителя совпадал с древнеславянским праздником Ивана Купалы, отмечаемого в период летнего солнцестояния в 20-х числах июня. В результате этого дни Иоанна Крестителя и Ивана Купалы надолго слились в народном сознании. Позднее, с переходом России на новый григорианский календарь, праздники «разошлись» и стали отмечаться отдельно: Купала – в 20-х числах июня, а день Иоанна Крестителя – 7 июля. Тем не менее, многие продолжают отмечать Ивана Купалу также 7 июля, соотнося этот праздник с Рождеством Иоанна Крестителя. При этом народный смысл названия «Купала» опирается на представление о том, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил Его. Вот так языческая традиция уживается с христианской.
В этот день принято собирать лечебные травы, нести в Церковь и освящать их там, на праздничной службе. На Руси в этот день проводили два основных обряда – купанье в воде и прыганье через костер. Это были древние очистительные обряды. Кроме того, народ опоясывался перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, молодежь всю ночь веселилась у костров, прыгала через них по одному и парами, взявшись за руки. Над кострами также сжигали сорочки, взятые с больных детей, считая, что от этого прекратятся болезни. Героем же праздника становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. Считалось, что с цветком папоротника, раскрывающимся в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

https://www.youtube.com/embed/gcsTb6j8omw

Подготовил
Александр ВИХАРЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *